Посадка - один из основных канонов, которому необходимо научиться. Без навыка посадки считать себя пилотом можно лишь условно!!! Покажите как вы садитесь, и будет видно на что вы способны. Посадка является одним из самых сложных действий при пилотировании самолета. Неудачный заход, слишком маленькая скорость, слишком большая высота, перетянул ручку штурвала, резко дернул элеронами, слишком резко начал маневрировать и т.д., и т.п. Причин неудачной посадки множество и реагировать на них во время посадки следует мгновенно. А для этого нужен ПОЛНЫЙ контроль над самолетом и максимальная сосредоточенность. Здесь будет рассмотрено три вида посадки: классическая, из пике и аварийная (на "брюхо").
Классическая посадка. Садиться классически надо уметь. Это все, что можно сказать. Последовательность будет рассмотрена по пунктам для более легкого восприятия материала.
1.Получив визуальный контакт с аэродромом, не стремитесь тут же сесть. Лучше немного над ним покружить для определения стороны, с которой лучше зайти. Можно воспользоваться картой. Старайтесь не садиться против солнца. В выполнении одиночной миссии или кампании запросите разрешение на посадку.
2. Заход на посадку начинайте за 4-5 км.
3. При заходе держите постоянную скоростьв 270- 300 км/ч, а высоту не ниже 450 м.
4. Выйдя на курс, когда конец ВПП будет по курсу, выпустите закрылки в положение «посадка». У самолета появится тенденция к кабрированию, нос самолета будет постепенно задирать вверх. Парируйте её рулем высоты.
5.Маневрируйте до тех пор, пока курс самолета не ляжет на ВПП. Если не получилось завести самолет на ВПП, то заходите на второй круг.
6.Опустите нос самолета так, чтобы конец ВПП находился в центре прицела, и держите его в таком положении. Самолет будет снижаться. Выпустите шасси. Скорось для выпуска шасси 250 км/час. Не повредите шасси большой скоростью, не на что будет садиться.
7.Держите скорость 200-230 км/ч. Если она увеличивается, сбавьте тягу, если уменьшается, наоборот, прибавьте. Идеально, если тяга будет находиться в пределах 30-40%. Менять тягу надо плавно, чтобы не сбить курс на ВПП. Если скорость упадет ниже требуемой, то появляется риск сваливания. Если выше, то можете промахнуться мимо ВПП.
8. Снизившись до высоты в 100 метров, начинайте плавно выбирать ручку джойстика на себя. Одновременно начинайте уменьшать тягу. Скорость будет уменьшаться, самолет снижаться. Чем плавней уменьшение скорости, тем плавней снижение и мягче касание.
9.Скорость во время касания не должна превышать 160-190 км/ч (это больше зависит от типа самолета и ТТД).
10. Если самолет подпрыгну от удара о землю, то прибавьте тягу, выровняйте самолет и попробуйте приземлиться еще раз. Если прыгнул очень уж высоко, то - тягу в 100% закрылки во «взлет» и уходите на второй круг (при повторном ударе сломаете шасси).
11. Почувствовав, что самолет уже идет по земле, отпускайте потихоньку ручку газа в нейтральное положение. Уберите тягу вообще (если она все еще не убрана).
12.После того как заднее колесо коснулось земли, начинайте потихоньку тормозить. Только не переусердствуйте. При торможении рукоятку джойстика берите на себя (что такое капотирование вы уже знаете).
13. Далее тормозите до полной остановки, а затем выруливайте к ангару.
Посадка из «пике». Опасный и сложный прием. При его исполнении убедитесь, что вы овладели техникой классической посадки. При исполнении посадки из пике, исчезает такое понятие как заход на посадку. Вместо него одно лишь пикирование. Зачем подобная посадка нужна? Для быстрого выхода из боя, для замены самолета и прочее. Можно конечно же выброситься с парашютом, врезаться в землю или просто закончить выступление, но это не солидно для серьезного пилота. (Приведу подходящий случай из практики игры по Интернету. Бой с самолетом Fw-190 на Ла-5ФН.. Нахожусь над своим аэродромом на высоте 1600-1700 метров. Кончился боезапас. Он уходит в облака. Надо садиться. Начинаю снижение. Вдруг надо мной пролетает трасса. Не долго думая, перекладываю самолет «на спину» и ухожу в пикирование с 1400 м на аэродром. Из пикирования сажусь. «Фоккер» видимо погнался за мной и не знаю, что у него там произошло, но он за секунду до того, как я начал выравнивать самолет на посадку, промчался мимо меня пулей и врезался в землю J.)
Выполнение посадки из пикирования.
1. С высоты в 1000-3000 метров начинайте пикировать на свой аэродром. Перед этим уменьшите тягу и опустите закрылки в положение «взлет». Это надо сделать для того, что не набирать скорость выше 400 км/ч.
2. Конец ВПП держите в прицеле.
3. На высоте 400-500 метров начинайте выравнивать самолет, выбирая ручку на себя, одновременно опустив закрылки в положение «посадка». Старайтесь выйти из пике на как можно более малой высоте. Метров 50 идеально. А иначе вам не хватит полосы для посадки.
4. Выровняв самолет параллельно земле, выпустите шасси
5. Планируйте по достижении скорости в 160-180 км/ч.
6. Далее все производится как при обычной посадке. Снижение, выбор ручки на себя, касание, выравнивание, торможение, остановка.
В принципе как обычная посадка с той лишь разницей, что все происходит гораздо быстрее и под более крутым углом. При наборе большой скорости пикирования выпустите закрылки до посадочного положения, если их заклинит, ничего страшно не случиться. На треке показана экстренная посадка на ближайшую дорогу. Обратите внимание на гашение скорости путем применения змейки.
Аварийная посадка (на брюхо). Посадка на брюхо не такой уж сложный прием, если вы научились садиться нормально на полосу. В случае подобной посадки нет нужды приводить самолет «в нужное место на нужной высоте». Таким образом, посадка на брюхо выполняется как обычная посадка, желательно на более или менее ровное место. Единственное, что тут надо учитывать, это характер повреждения, которое было нанесено вашему самолету. Если, например, не в порядке двигатель, то в этом случае лучше идти под более крутым углом, чем при обычной посадке, чтобы сохранить скорость. А вот если, к примеру, заклинило закрылки, то угол лучше взять поположе, чтобы погасить лишнюю скорость. Ну и как в случае с посадкой, выровняв самолет на высоте 50 метров, идите параллельно с землей. Постепенно ваша скорость будет падать, а самолет будет плавно опускаться, пока не коснется земли и не остановится. Оптимально иметь "посадочную" скорость 130-140 км/час, но это уж как получится. Усложненный вариант аварийной посадки (только для включенного кокпита) в случае, если фонарь забрызган маслом и обзор вперед очень ограничен. В этом случае используйте для выравнивания приборы, ну а если и они повреждены, периодически пользуйтесь обзором "взгляд на крыло". Это поможет соорентироваться.